Программа фольклорного кружка "Ургыхан"


Пояснительная записка.
        В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе я обратилась к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
         Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).
        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
   Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гэмоциональногкольников,
        Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
      Первые «университеты» для малыша – его родной дом, родители, родная природа.
        Вопросы нравственного воспитания, приобщения школьников к бурятской народной культуре рассматривались во многих программах. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Программа дополнительного образования фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей школьного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программы школьного образования по В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение учащихся.
Программа Ургыхан» имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, малые жанры фольклора,  праздники. в кажВ
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора   более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, представления для детей и взрослых и с участием родителей на национальном празднике «Сагаалган».
Формы подведения итогов:
-Занятия интегрированного типа
-Развлечения
-Концерты.
- Праздники
-Видео и фотоматериалы.
-Отзывы родителей, педагогов школы.
Цель работы кружка: Приобщение школьников к духовной культуре бурятского народа.
Задачи программы «Ургыхан»:
Образовательные:
- Знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
-    Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
-   Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
-использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей.
-развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
-  беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
-  слушание бурятских народных песен, улигеров;
Организация работы кружка:
Программа курса рассчитана на 68 часов. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю в определённый день.
Учебно-тематический план
Тема
Час
Примечание
1.
Вводное занятие
1

2
Улигеры – героический эпос бурят. Вводное  занятие
1

3-4
С.П.Балдаев. Абай  Гэсэр богдо хаан – улигер
Знакомство с текстом улигера
2

5-8
Разучивание отдельных ветвей эпоса
Ветвь «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужчины)
4

9-10
Народные песни бурят:
о природе: «Хадын хурса ногоондо»  и др.
Разучивание их
Конкурс народных песен
2

11-12
Песни колхозного строя: «Колхозой трактор» и др.
2

13-14
Свадебные песни:«Арюухан сэбэрхэн»
«Хадада тариhан таряантнай»
«Песни девушки»
2

15-16
Хвалебные песни / Соло/
2

17-18
Песни, посвященные празднику «Сагаалган»
2

20-22
Эрын гурбан наадан
3

23-25
Эхэнэрээ долоон эрдэм
3

26-27
Эрэ хунэй 9 эрдэм
3

28-29
Народная игра: Малгай нюулга, Тоорсэг наадан
2

30
Ехор бурят
1

31-32
Осоо
2

33-34
Будалай
2

35-36
Простой ехор
2

37-38
Композиция из трех ехоров
2

39-40
Тухэроон
2

41-42
Колесууха
2

43-44
Булжамуурай наадан


45-46
Композиция из шести ехоров
2

47-48
Гуугэл
2

49-50
Айдуусай
2

51-52
Композиция из восьми ехоров
2

53-55
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, юроолы / разучивание, конкурс парами/
3

56-58
Обряды бурят / обряд захоронения последа/
3

59-62
Обряд «Улгээдэ оруулха»
4

63-67
Обряды бурят / катание войлока/
5

68
Повторение пройденного за год



итого
68 часов


В результате работы по программе кружка «Ургыхан» обучающиеся

должны знать:
- историю родного края, обычаи наших бабушек и дедушек, праздники  бурятского народа.
-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы и поговорки,  юроолы, обрядовые песни)
- изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят;

должны уметь:

-петь народные песни;
- рассказывать улигеры;
-ставить бурятские народные игры, обряды   по сценарию;
-выразительно исполнять движения под музыку;
-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
-точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (загадки, пословицы, юрөөлы, сказки).
Литература:


Литература:


  1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах.- Улан-Удэ: Бэлиг,2008.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. -  Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004.
  3. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.
  4. Уланов Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2004.











Комментариев нет:

Отправить комментарий