Пояснительная записка.
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе я обратилась к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гэмоциональногкольников,
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Первые «университеты» для малыша – его родной дом, родители, родная природа.
Вопросы нравственного воспитания, приобщения школьников к бурятской народной культуре рассматривались во многих программах. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Программа дополнительного образования фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей школьного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программы школьного образования по В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение учащихся.
Программа Ургыхан» имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, малые жанры фольклора, праздники. в кажВ
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, представления для детей и взрослых и с участием родителей на национальном празднике «Сагаалган».
Формы подведения итогов:
-Занятия интегрированного типа
-Развлечения
-Концерты.
- Праздники
-Видео и фотоматериалы.
-Отзывы родителей, педагогов школы.
Цель работы кружка: Приобщение школьников к духовной культуре бурятского народа.
Задачи программы «Ургыхан»:
Образовательные:
- Знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
-использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей.
-развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание бурятских народных песен, улигеров;
Организация работы кружка:
Программа курса рассчитана на 68 часов. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю в определённый день.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Час
|
Примечание
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
| |
2
|
Улигеры – героический эпос бурят. Вводное занятие
|
1
| |
3-4
|
С.П.Балдаев. Абай Гэсэр богдо хаан – улигер
Знакомство с текстом улигера
|
2
| |
5-8
|
Разучивание отдельных ветвей эпоса
Ветвь «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужчины)
|
4
| |
9-10
|
Народные песни бурят:
о природе: «Хадын хурса ногоондо» и др.
Разучивание их
Конкурс народных песен
|
2
| |
11-12
|
Песни колхозного строя: «Колхозой трактор» и др.
|
2
| |
13-14
|
Свадебные песни:«Арюухан сэбэрхэн»
«Хадада тариhан таряантнай»
«Песни девушки»
|
2
| |
15-16
|
Хвалебные песни / Соло/
|
2
| |
17-18
|
Песни, посвященные празднику «Сагаалган»
|
2
| |
20-22
|
Эрын гурбан наадан
|
3
| |
23-25
|
Эхэнэрээ долоон эрдэм
|
3
| |
26-27
|
Эрэ хунэй 9 эрдэм
|
3
| |
28-29
|
Народная игра: Малгай нюулга, Тоорсэг наадан
|
2
| |
30
|
Ехор бурят
|
1
| |
31-32
|
Осоо
|
2
| |
33-34
|
Будалай
|
2
| |
35-36
|
Простой ехор
|
2
| |
37-38
|
Композиция из трех ехоров
|
2
| |
39-40
|
Тухэроон
|
2
| |
41-42
|
Колесууха
|
2
| |
43-44
|
Булжамуурай наадан
| ||
45-46
|
Композиция из шести ехоров
|
2
| |
47-48
|
Гуугэл
|
2
| |
49-50
|
Айдуусай
|
2
| |
51-52
|
Композиция из восьми ехоров
|
2
| |
53-55
|
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, юроолы / разучивание, конкурс парами/
|
3
| |
56-58
|
Обряды бурят / обряд захоронения последа/
|
3
| |
59-62
|
Обряд «Улгээдэ оруулха»
|
4
| |
63-67
|
Обряды бурят / катание войлока/
|
5
| |
68
|
Повторение пройденного за год
| ||
итого
|
68 часов
|
В результате работы по программе кружка «Ургыхан» обучающиеся
должны знать:
- историю родного края, обычаи наших бабушек и дедушек, праздники бурятского народа.
-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы и поговорки, юроолы, обрядовые песни)
- изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят;
должны уметь:
-петь народные песни;
- рассказывать улигеры;
-ставить бурятские народные игры, обряды по сценарию;
-выразительно исполнять движения под музыку;
-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
-точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (загадки, пословицы, юрөөлы, сказки).
Литература:
Литература:
- Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах.- Улан-Удэ: Бэлиг,2008.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. - Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004.
- Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.
- Уланов Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2004.
Комментариев нет:
Отправить комментарий