Веков связующая нить




Тихо струится речка Ида, будто кажется улигершин начинает свою песню. И чем шире становится устье реки, тем громче и увереннее поет он.
Земля Хохорская овеяна легендами, традициями и обычаями, богата своими знатными сыновьями и дочерьми. Расположено село в прекрасной долине, окруженной речкой, лесами и горами. Земля богатая людьми, сумевшими сохранить традиции и обычаи для потомков:


  1. С.П. Балдаев /Ученый, фольклорист, этнограф/
  2. П.Р. Атутов /Академик СО РАН СССР/
  3. У.Р. Атутова /Заслуженный врач республики Бурятия/
  4. И.В. Баранников /Доктор педагогических наук, профессор/
  5. В.И. Баранников /Боксер, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Европы 1965г., судья международной категории по боксу, серебряный призер международных Олимпийских игр в Токио/
  6. Е.В. Баранникова, доктор филологических наук, известный фольклорист
  7. И.Д. Бураев /Доктор филологических наук, заведующий отделом языкознания Института общественных наук Бурятского филиала СО РАН, заслуженный деятель науки республики Бурятия/
  8. Н.И. Атанов /Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Восточно-Сибирского государственного университета/ и мн.другие.

       Когда-то бывшие мальчишки и девчонки, бегающие босиком по утренней росе, собирающие, как нынешние ребятишки, лесную ягоду «зэдэгэнэ»  и не подразумевали, что  о них будут помнить, чтить, изучать биографию их  жизни на уроках бурятской культуры, бурятской литературы, по краеведению.

        С 1986 года Хохорская школа начала изучать бурятский язык с перерывом в 33 года. Ввиду того, что речевая среда утрачена, возникли очень большие проблемы в произношении бурятских букв, разучивании стихов, лексики. Сегодня большая часть этих проблем ушла - улучшилось произношение детей, освоение программного материала воспринимается легче, в сознании родителей и детей произошел переломный момент. Они поняли, что нужно изучать свой родной язык, традиции и обычаи. В школьный компонент учебного плана введены такие предметы как бурятский язык и литература, бурятская культура, этноэкология, Байкаловедение, ЗОЖ. Внеучебная деятельность охватывает кружки и секции: фольклорный, краеведение, стрельба из лука, секции по вольной борьбе, хореографический, «Умелые руки» - изготовление национальных предметов быта: куклы в национальных одеждах, юрта бурятская, изделия из кожи и т.д.

В школе функционируют:

- фольклорный ансамбль  «Мушэхэн», 7-13 лет, призер школьных конкурсов «Юные дарования», дипломант окружного конкурса «Улигершин», Победитель районного конкурса «Будамшуу» - Коняев Фёдор,  руководитель Боронцоева Л.Е.;

- фольклорный ансамбль «Ургыхан» , 14-17 лет – неоднократный победитель районных конкурсов «Юные дарования», призер областного фестиваля «Язык-душа народа», участник областного культурно-спортивного праздника «Сур-Харбан- 2007», дипломант областного фестиваля детских коллектвиов Центров бурятской культуры и Усть-Ордынского бурятского автономного округа 2006 г., победитель областного конкурса «Улигершин-2011» -Бужигеев Леонид, руководитель Хоренова Г.А.;

- хореографический ансамбль «Наранай багадууд» - лауреат регионального фестиваля-конкурса татарской культуры, лауреат III степени в г. Новосибирске, участник VII образовательного форума 2011.; хореографический ансамбль «Наранай багадууд», участницы – Алексеева Екатерина, Бахлаева Анастасия, Батюшкина Роза, Гергенова Надежда, Тарханова Мария, Хоренова Инна, девушки 16-17 лет.

Есть прекрасные результаты детей на конкурсах различного уровня:

  1. Барлуков Алексей, улигершин, 12 место на Международном фестивале Ердынские игры.
  2. Баранников Родион, улигершин, 1 место в областном «Сагаалгане» г. Иркутск.
  3. Бужигеев Леонид, улигершин, призер районных, окружных конкурсов «Улигершин», победитель областного конкурса «Улигершин-2011».
  4. Коняев Федор, улигершин, призер районных, окружных конкурсов «Улигершин», победитель районного конкурса «Будамшуу -2012»
  5. Бахлаев Максим, улигершин, призер районных, окружных конкурсов «Улигершин», участник конкурсов «Бурятская народная песня» 2009, 2010,2011 годов.

Активной жизненной позиции придерживаются и учителя Хохорской школы. Половину бурятского народного ансамбля «Ургы» составляют педагоги школы.  


"Ургыхан"
(ансамблиингаа хабаадагшадта захяа)

Арбагархан заахан  γхибγγднай
Анхан сагай еһые  сахиһай,
Аягтай ябаһан хγγгэднай
Аялга дуугаа татаһай.  

Улзы Абгайтан нютагнай
Yрэжэлтэй хододоо жаргаһай,
Yндэр Бульдрун хадамнай
Yлир жэмэстэй байһай.

Халюурма һайхан дайдамнай
Халуун зγрхыемнай баярлуулһай,
Хγхюутэй хγбγγд басагаднай
Хулинсагаа домоглон ябаһай.

Абгайтанай гое  һургуулимнай
Алдарта  нэрэдэ хγртэһэй.

Амсаһан бэрхэ ажабайдалнай
Арад зоноо уяруулһай.
«Ургыхан» гэжэ ансамбльнай
 Урайгшатай хэзээдээш хγдэлһэй.
 Урданай ехорой аялгыемнай
 Улад зондоо дамжуулһай.

Хγхюутэй хγбγγд басагаднай
Хулинсагаа домоглон ябаһай.
Абгайтанай гое  һургуулимнай
Алдарта  нэрэдэ хγртэһэй.

Амсаһан бэрхэ ажабайдалнай
Арад зоноо уяруулһай.
«Ургыхан» гэжэ ансамбльнай
Урайгшатай хэзээдээш хγдэлһэй.

Эдир залуу наһатайшуулнай
Эрхим хγнγγд болоһой.
Эхэ эсэгын γреэлнγγднай
Энхэ жаргал асарһай.
    ( Г.Хоренова)



































Комментариев нет:

Отправить комментарий